О порядке досудебного урегулирования налоговых споров

23.05.2024

 

Для налогоплательщиков урегулирование налогового спора в досудебном порядке - это в первую очередь, быстрый и бесплатный способ устранить нарушения своих прав, не доводя дело до судебного разбирательства, а для налоговых органов оптимизация контрольно-надзорной работы.

Комментирует начальник правового отдела Межрайонной ИФНС России

№ 27 по Челябинской области Евгений Карпов.

Досудебное урегулирование споров по своей сути состоит из двух основных этапов:

1) рассмотрение возражений налогоплательщиков на акты, составленные по результатам проведенных контрольных мероприятий;

2) рассмотрение во внесудебном порядке заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие, а также на акты налоговых органов ненормативного характера - для которых предусмотрен апелляционный порядок.

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, следующий:

1. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц которого обжалуются.

 

2. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы в соответствии с п. 1 ст. 139 Налогового кодекса Российской Федерации направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Необходимо помнить, что перед подачей искового заявления в суд прохождение процедуры обжалования актов ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц в вышестоящий налоговый орган стало обязательным с 01.01.2014 г. согласно Федеральному закону от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ.

 

3. Согласно ст. 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации жалоба подается в письменной форме, подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. Она может быть направлена в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

В жалобе указываются:

- фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

- обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

- наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

- требования лица, подающего жалобу;

- способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).

В жалобе могут быть приведены номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем к ней прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

К сведению. Форма жалобы и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@ (приложения 1 и 5 соответственно).

В противном случае вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения согласно ст. 139.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

4. Жалоба заявителя как, в общем, так и в апелляционном порядке рассматривается вышестоящим налоговым органом.

5. Срок подачи жалобы, предусмотренный ст. 139 Налогового кодекса Российской Федерации составляет один год со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав - для обычной жалобы, а для апелляционной жалобы согласно ст. 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации один месяц, начиная с даты вручения решения налогоплательщику или его представителю и один год с момента вынесения решения - для жалобы на решения, которые могли быть обжалованы в апелляционном порядке, но обжалованы в установленный срок не были.

6. Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение:

- месяца со дня ее получения (жалоба на решения, принятые в порядке ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации);

- 15 рабочий дней для всех остальных жалоб

и вынести по ней окончательное решение.

 


дата создания: 23.05.2024 14:14, дата последнего изменения: 23.05.2024 14:14