Практика рассмотрения обращений показала, что периодически граждане обращаются в органы прокуратуры с жалобами на решения судов.
Вместе с тем, полномочия прокурора в данном вопросе ограничены положениями ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в том числе в делах о решении вопроса о лишении родительских прав, в целях осуществления возложенных на него полномочий.
Следовательно, право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле, что отражено в ст.320 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.01.2001 № 1-П, проверка законности и обоснованности судебных актов может осуществляться только в порядке апелляционного, кассационного и надзорного пересмотров, иная процедура проверки судебных актов недопустима.
При этом, статьями ст.ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу ст.1 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону, в своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Законодательством Российской Федерации, в том числе положениями ст.1, ст. 10, ч.1 ст.21, ч.1 ст.26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры не наделены полномочиями по осуществлению надзора за деятельностью судей, судов.