В правоприменительной практике существует проблема правовой оценки присвоения найденного имущества и ее отграничения от уголовно-наказуемого хищения. Указанный вопрос встает перед правоприменителями все острее, поскольку гражданами широко используются дорогостоящие, но при этом небольшие по размеру электронные устройства, которые легко потерять (смартфоны, планшеты и т.д.)
В соответствии со ст. 227 ГК РФ нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.
Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. Если же лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.
И только если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее (ст. 228 ГК РФ)
Обязанности, устанавливаемые нормами ГК РФ, отвечают одному из основных моральных запретов – не брать чужого.
Таким образом, учитывая, что целью присвоения найденного вопреки установленной регламентации, является неосновательное обогащение, то такие действия приобретают свойства аморальности.
Несмотря на то, что уголовный закон в настоящее время не предусматривает ответственность за присвоение найденного, такие деяния при наличии определенных условий могут расцениваться как уголовно-наказуемые.
Таковы, например, действия в отношении забытых вещей, поскольку связь с потерянным имуществом, даже вышедшим из владения, у владельца не утрачивается, и имущество продолжает оставаться в его собственности.
Однако для признания в действиях лица, присвоившего найденное имущество, состава хищения, необходимо установить, что это лицо либо достоверно осведомлено о том, кому принадлежит имущество, либо имеет разумное основание полагать, что владелец вещи знает, где ее оставил и может за ней вернуться.
Такая ситуация может сложиться при присвоении лицом смартфона, забытого владельцем в ресторане, оставленного без надзора сотового телефона, заряжающегося от общедоступной электросети в вагоне поезда и т.п.
Уважительное отношение к чужой собственности, а также знание и правильное добровольное исполнение действующих на территории Российской Федерации законов, убережет граждан от возможного уголовного преследования.