О том, что такое досудебное урегулирование налоговых споров рассказали для представителей СМИ 26.09.2023 в ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска.
Начальник правового отдела налоговой инспекции Е.Ю.Карпов разъяснил, что порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц прописан в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – Кодекс) в гл. 19 (ст. 137 - 139.3), порядок рассмотрения жалобы и принятия решений по ней - в гл. 20 (ст. 140 - 142).С целью обжалования решения в вышестоящем налоговом органе до вступления его в силу подается апелляционная жалоба, после - жалоба (п. 1 ст. 138 Кодекса).
В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, связанных с обжалованием актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (п. 2 ст. 138 Кодекса). Другими словами, обратиться в суд можно только после обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц в вышестоящем налоговом органе. Это правило не распространяется:
- на акты ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб (их можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и (или) в судебном порядке);
- акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (то есть акты ФНС), а также на действия или бездействие его должностных лиц (таковые обжалуются в судебном порядке).
Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, через налоговый орган, который принял обжалуемый акт. Последний обязан в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1, 2 ст. 139 Кодекса).
Согласно ст. 139.2 Кодекса жалоба подается в письменной форме, подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. Она может быть направлена в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
В жалобе указываются:
- фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
- обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
- наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу;
- способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).
В жалобе могут быть приведены номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.
В случае подачи жалобы уполномоченным представителем к ней прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
К сведению. Форма жалобы и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@ (приложения 1 и 5 соответственно).
Оставление жалобы без рассмотрения. В пункте 1 ст. 139.Кодекса названы основания, когда жалоба может быть оставлена без рассмотрения, среди них:
- жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 Кодекса, или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего ее (пп. 1);
- жалоба не подписана лицом, ее подавшим, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя лица на ее подписание (пп. 7).
Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней. Если оснований для оставления жалобы без рассмотрения нет, таковая рассматривается в порядке, установленном ст. 140 Кодекса.
В ходе рассмотрения жалобы лицо, подавшее ее, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.
По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган:
- оставляет ее без удовлетворения;
- отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
- отменяет решение налогового органа полностью или частично;
- отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
- признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
В рассматриваемой ситуации решение по жалобе принимается налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем налогового органа (его заместителем) для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 рабочих дней.
Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, ее подавшему, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
В случае представления лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов вышеуказанные сроки исчисляются с момента получения данных документов вышестоящим налоговым органом.
Обжалование в судебном порядке. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц обжалуются организациями и физическими лицами в судебном порядке, который предусмотрен соответствующим процессуальным законодательством РФ (п. 4 ст. 138 Кодекса).
Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами (ст. 142 Кодекса).