Вопрос защиты прав граждан в сфере ЖКХ, в том числе на качественное и бесперебойное предоставление коммунальных услуг является одним из приоритетных в деятельности прокуратуры. В органы прокуратуры области поступает значительное количество обращений граждан о нарушении правил предоставления коммунальных услуг, ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома. В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Для достижения положительного результата разрешения проблемы в данной области необходимо провести следующие действия.
- Обратиться в диспетчерскую службу управляющей (обслуживающей) организации
Если Вам стали известны недостатки при содержании общего имущества в многоквартирном доме и прилегающей к дому территории или при предоставлении коммунальных услуг, обратитесь в диспетчерскую службу управляющей организации и подайте заявку об устранении выявленных недостатков. Информацию об управляющей организации, возможно получить на информационных стендах в самом жилом доме, квитанциях организации, на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства - www.dom.gosuslugi.ru. Сообщение о ненадлежащем качестве коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации диспетчерской службой в журнале учета жалоб (претензий).
- Обратиться в органы государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля
В случае непринятия управляющей компанией по вашему обращению мер, либо неудовлетворительной работе по устранению выявленных нарушений, Вы вправе обратиться в органы государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. На территории Челябинской области уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный жилищный надзор, является государственная жилищная инспекция Челябинской области (г. Челябинск, ул. Энгельса, 43, тел.: 8-351-727-78-88, info@gzhi.gov74.ru).
Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (п. 1.1 ст. 20 ЖК РФ). Так, на территории г. Челябинска муниципальный жилищный контроль осуществляется администрацией г. Челябинска в лице управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Челябинска (г. Челябинск, ул. Воровского, д. 5-а, тел.: 8-351-263-48-91, zkh@cheladmin.ru) На территории иных муниципальных образований Челябинской области муниципальный жилищный контроль осуществляется соответствующими администрациями городов (районов, городских поселений).
Кроме того, если Ваш вопрос связан с качеством питьевой воды (посторонние примеси, запахи) в таком случае необходимо обращаться в орган санитарно-эпидемиологического надзора, которым на территории Челябинской области является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (г. Челябинск, ул. Елькина, 73, тел.: 8-(351)-261-54-65, rospn@chel.surnet.ru). В обращении в органы жилищного контроля и санитарно-эпидемиологического надзора необходимо указать: наименование учреждения, в которое обращаетесь (либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица), изложить суть обращения, свои фамилию, имя, отчество и адрес, по которому должен быть направлен ответ, поставить личную подпись и дату. При необходимости в подтверждение своих доводов возможно приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
- Обратиться за защитой нарушенных прав в суд
В зависимости от обстоятельств дела Вы вправе просить суд обязать управляющую компанию устранить недостатки, связанные с обслуживанием дома, или возместить убытки, причиненные Вам в связи с ненадлежащим исполнением управляющей компанией своих обязательств. Кроме того, если решение, а также действия (бездействие) должностных лиц органов жилищного и санитарно-эпидемиологического контроля при проведении проверки Вас не удовлетворили, Вы можете обжаловать их в административном и (или) судебном порядке в суд общей юрисдикции.
- Обратиться в органы прокуратуры
Частью 2 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 закреплено, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Вместе с тем, обращение в органы прокуратуры является целесообразным в случае обжалования решения, принятого по вашему обращению должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать заявления в рамках компетенции, либо в случае отсутствия положительного результата.