29 августа 2017 года в ИФНС России по Курчатовскому району города Челябинска проведена горячая телефонная линия, посвященная вопросам досудебного урегулирования налоговых споров.
Заместитель начальника правого отдела Надежда Михайловна ответил на поступившие телефонные обращения заявителей, связанные с разъяснением досудебного порядка урегулирования споров. Среди позвонивших были предприниматели, граждане-физические лица, представители юридических лиц, которых интересовали вопросы о порядке и сроках подачи возражений и ходатайств по актам налоговых проверок, о сроках рассмотрения жалоб и обжалования решений вышестоящего органа в судебном порядке, о требованиях к оформлению жалоб, об электронном документообороте, о работе электронных сервисов на сайте ФНС России. На все вопросы налогоплательщиков были даны исчерпывающие ответы.
Ниже приведены некоторые вопросы, поступившие в инспекцию в рамках горячей линии, и ответы на них.
Что означает : «возражение по Акту налоговой проверки» ?
Получив на руки акт камеральной проверки и ознакомившись с изложенными в нем выводами налогового инспектора, налогоплательщик, если частично или полностью не согласен с выводами инспектора, изложенными в акте камеральной проверки, представить на акт письменные возражения в течение одного месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Акт камеральной проверки - это еще не решение налогового органа, он не содержит обязательных предписаний.
Именно поэтому налоговое законодательство не предусматривает возможность обжалования акта камеральной проверки (действий по его составлению) в суд или вышестоящий налоговый орган. Поскольку актом камеральной проверки не могут быть нарушены никакие права налогоплательщика.
Подача возражений на Акт налоговой проверки – это обязанность налогоплательщика ?
Представление возражений - право, а не обязанность налогоплательщика. Поэтому вы можете не подавать возражения.
При этом непредставление возражений не будет означать, что налогоплательщик согласен с фактами, зафиксированными в Акте проверки.
Налогоплательщик имеет право представлять налоговым органам пояснения по актам проверок в ходе рассмотрения материалов проверки устно.
В случае неявки налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки, извещенного надлежаще, материалы будет рассмотрены в отсутствии налогоплательщика.
Содержание и форма возражений на Акт налоговой проверки ?
В возражениях на акт целесообразно приводить только те претензии, которые касаются выводов и предложений налоговой инспекции, сформулированных в описательной и итоговой частях акта камеральной проверки.
При этом возражения могут быть поданы как на акт камеральной проверки в целом, так и на его отдельные части (п. 6 ст. 100НК РФ). Количество эпизодов (нарушений), по которым есть что возразить проверяющим, налогоплательщик определяет самостоятельно.
Возражения подаются в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Налоговый кодекс РФ не содержит требований к оформлению и содержанию возражений на акт камеральной проверки, налогоплательщик вправе составить возражения в произвольной форме.
Во вводной части возражений необходимо указать:
- наименование (для организации) или фамилию, имя и отчество (для физического лица);
- адрес места нахождения согласно учредительным документам (для организации) или адрес места жительства (для физического лица);
- ИНН и КПП;
- дату представления возражений;
- точное наименование налогового органа, в который представляются возражения;
- фамилию, инициалы и должность инспектора, который проводил камеральную проверку;
- по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период).
Далее следует указать, с какими выводами и (или) предложениями налогового инспектора не согласны.
При этом нужно сразу указать сумму, со взысканием которой не согласны, на что ссылается инспектор по конкретному эпизоду, а также привести аргументы в свою пользу.
Также можно привести те положения акта проверки, против которых не возражаете.
Формулируйте свои аргументы кратко и четко со ссылками на статьи Налогового кодекса РФ. Не забудьте, что ссылаться нужно на нормы в редакции, которая действовала в спорный период, а не в тот период, когда составляются возражения.
Постарайтесь подобрать судебные решения, подтверждающие вашу правоту. Желательно, чтобы это были решения по вашему судебному округу или решения Высшего Арбитражного Суда РФ.
Если есть возможность, сошлитесь на разъяснения Минфина России, ФНС России или регионального Управления ФНС России. Если вам по спорному эпизоду давала письменные разъяснения ваша инспекция, обязательно сошлитесь и на них.
Лучший аргумент - наличие подтверждающих правоту налогоплательщика документов (регистров бухгалтерского учета, первичных и иных документов).
Возражения должны быть подписаны руководителем организации либо налогоплательщиком - физическим лицом илипредставителем. Также рекомендуем поставить печать организации.
В какой срок подаются возражения на Акт налоговой проверки ?
Порядок представления возражений на акт налоговой проверки установлен в п. 6 ст. 100 НК РФ.
Для составления и подачи возражений налогоплательщику отводится один месяц со дня получения экземпляра такого акта (п. 6 ст. 100 НК РФ).
По правилам п. 5 ст. 6.1 НК РФ указанный срок истекает в соответствующее число месяца, следующего за месяцем получения акта налоговой проверки.
Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).
Если последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Представить возражения налогоплательщик вправе в любой день установленного срока, в том числе в последний.
Последствия нарушения срока для представления возражений на Акт налоговой проверки ?
Налоговым законодательством не предусмотрена возможность продлить срок для представления письменных возражений на акт проверки. Более того, срок, в течение которого руководитель инспекции (его заместитель) должен вынести решение, отсчитывается от даты окончания месячного срока для представления возражений (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Вместе с тем если налогоплательщик представил возражения на акт позже установленного для подачи возражений срока (п. 6 ст. 100 НК РФ), но при этом налоговый орган не успел вынести решение по итогам проверки, то представленные возражения должны быть учтены при вынесении решения.
Если же налогоплательщик пропустил срок подачи возражений на акт проверки и инспекция вынесла решение, то аргументы в свою защиту возможно привести при обжаловании решения по итогам проверки в вышестоящем налоговом органе или суде (пп. 7, 12 п. 1 ст. 21, ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).
Кроме то, позвонившие по телефону «горячей линии» были проинформированы о том, что жалобу можно направить в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через электронный сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС России, т.к. это значительно упрощает процедуру подачи жалобы и получения ответа по ней. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
Также, налогоплательщикам было рекомендовано активно пользоваться интернет-сервисами Узнать о жалобе и Решения по жалобам, Личным кабинетом налогоплательщика, размещенными на сайте ФНС России www.nalog.ru.
О.А.Охотникова напомнила налогоплательщикам, что всю интересующую информацию о досудебном урегулировании налоговых споров можно найти на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе Налогообложение в РФ /Досудебное урегулирование налоговых споров