Начальник правового отдела налоговой инспекции Е.Ю.Карпов 20.10.2023 рассказал представителям СМИ о порядке досудебного урегулирования налоговых споров.
Для налогоплательщиков урегулирование налогового спора в досудебном порядке - это в первую очередь, быстрый и бесплатный способ устранить нарушения своих прав, не доводя дело до судебного разбирательства, а для налоговых органов оптимизация контрольно-надзорной работы.
Преимуществами процедуры досудебного урегулирования споров является:
1. процедура досудебного урегулирования наименее затратная в финансовом плане;
2. подача возражений на акт проверки с подтверждающими документами увеличивает шансы оперативного урегулирования возникших разногласий;
3. срок для рассмотрения жалоб налогоплательщиков установлен от 15 дней до 2-х месяцев (в случаях продления срока рассмотрения):
4. простота оформления жалобы;
5. удобство пользования сервисами.
Досудебное урегулирование споров по своей сути состоит из двух основных этапов:
1) рассмотрение возражений налогоплательщиков на акты, составленные по результатам проведенных контрольных мероприятий;
2) рассмотрение во внесудебном порядке заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие, а также на акты налоговых органов ненормативного характера - для которых предусмотрен апелляционный порядок.
Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, следующий:
1. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц которого обжалуются.
2. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы в соответствии с п. 1 ст. 139 НК РФ (п. 1 ст. 139.1 НК РФ) направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Необходимо помнить, что перед подачей искового заявления в суд прохождение процедуры обжалования актов ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц в вышестоящий налоговый орган стало обязательным с 01.01.2014 г. согласно Федеральному закону от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ.
3. Согласно ст. 139.2 Кодекса жалоба подается в письменной форме, подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. Она может быть направлена в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
В жалобе указываются:
- фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
- обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
- наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу;
- способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).
В жалобе могут быть приведены номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.
В случае подачи жалобы уполномоченным представителем к ней прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
К сведению. Форма жалобы и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@ (приложения 1 и 5 соответственно).
В противном случае вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения согласно ст. 139.3 НК РФ.
4. Жалоба заявителя как, в общем, так и в апелляционном порядке рассматривается вышестоящим налоговым органом.
5. Срок подачи жалобы, предусмотренный ст. 139 НК РФ составляет один год со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав - для обычной жалобы, а для апелляционной жалобы согласно ст. 139.1 НК РФ один месяц, начиная с даты вручения решения налогоплательщику или его представителю и один год с момента вынесения решения - для жалобы на решения, которые могли быть обжалованы в апелляционном порядке, но обжалованы в установленный срок не были.
6. Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение:
- месяца со дня ее получения (жалоба на решения, принятые в порядке ст. 101 НК РФ);
- 15 рабочий дней для всех остальных жалоб
и вынести по ней окончательное решение.