Уважаемые иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности на территории Челябинской области!
В соответствии со ст. 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем регулируются российским законодательством, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.
Основу правового регулирования труда иностранных граждан составляют Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Правовой статус иностранного гражданина при осуществлении трудовой деятельности зависит от режима его пребывания (проживания) в Российской Федерации и порядка въезда на территорию Российской Федерации. В зависимости от режима пребывания (проживания) иностранных граждан можно разделить на постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации и временно пребывающих на территории Российской Федерации:
- Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин ‒ лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
- Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин ‒ лицо, получившее разрешение на временное проживание.
- Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин ‒ лицо, получившее вид на жительство.
Хочется отметить, что временно и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность на территории Российской Федерации на правах граждан Российской Федерации, при этом, постоянно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу или патент (пп. 1 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Поскольку никаких ограничений законодательством не установлено, такой иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории РФ.
Временно проживающему в РФ иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности в РФ не требуется разрешение на работу или патент, при этом по общему правилу он может трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (пп. 1 п. 4, п. 5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента:
Статьей 13 Федерального закона определено, что законно находящийся на территории Российской Федерации иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигший возраста 18-ти лет имеет право осуществлять трудовую деятельность на основании патента, как у физических, так и у юридических лиц, а именно:
-
граждан Российской Федерации - для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;
-
юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
-
частных нотариусов;
-
адвокатов, учредивших адвокатский кабинет;
-
иных лиц, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
Документы, подаваемые для оформления патента
Для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию в территориальный орган МВД России:
1. Заявление о выдаче патента.
2. Документ, удостоверяющий личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве.
3. Миграционную карту с указанием работы как цели визита в Российскую Федерацию и с отметкой органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа МВД России о выдаче указанной миграционной карты. В случае непредставления указанного документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте.
4. Действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить перечень медицинских организаций, уполномоченных на заключение с иностранным гражданином договора на оказание ему платных медицинских услуг, необходимого для получения патента, а также принять решение о представлении иностранным гражданином для получения патента на территории данного субъекта Российской Федерации только одного из указанных выше документов.
5. Документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), выданные медицинскими организациями, находящимися на территории Российской Федерации.
С учетом поправок, внесенных приказом МВД России от 8 декабря 2015 года № 525 "О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, утвержденный приказом МВД России от 15 января 2015 года № 5"
Важно! В каждом субъекте Российской Федерации устанавливается перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу указанных медицинских документов.
6. Документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.
7. Документ, подтверждающий уплату штрафа за нарушение срока обращения за оформлением патента, в случае представления вышеперечисленных документов по истечении тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию.
Размер штрафа определен статьей 18.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и составляет от 10 тыс. рублей до 15 тыс. рублей.
8. Документы о постановке на учет по месту пребывания.
Срок действия патента: Патент выдается на срок от одного до двенадцати месяцев территориальным органом МВД России не позднее десяти рабочих дней, со дня принятия заявления о его выдаче.
Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня его выдачи.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы МВД России не требуется.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Указание в патенте профессии иностранного гражданина
Субъектом Российской Федерации может быть принято решение об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина.
В этом случае иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории данного субъекта Российской Федерации трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не указана в патенте.
По сравнению с гражданами других стран, для граждан государств – членов Евразийского экономического союза предусмотрен льготный режим пребывания и трудоустройства на территории Российской Федерации.
С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор ЕАЭС), сторонами которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. К Евразийскому экономическому союзу Договором, подписанным в городе Минске 10 октября 2014 года, присоединилась и Республика Армения.
Договор ЕАЭС направлен на обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.
Договор ЕАЭС устанавливает, в том числе нормы трудовых отношений с гражданами государств, являющимися членами Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 1 статьи 97 Договора ЕАЭС работодатели государства – члена Евразийского экономического союза вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Иначе говоря, при приеме на работу иностранных граждан работодателю не нужно учитывать ограничения, касающиеся ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее – Закон № 115-ФЗ) допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики. Гражданам государства – члена для осуществления трудовой деятельности не требуется получать разрешение на работу или патент.
Исходя из абзаца 1 пункта 6 статьи 97 Договора ЕАЭС иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, освобождаются от обязанности регистрации в органах миграционного учета в течение 30 суток с даты въезда. В случае их пребывания в Российской Федерации свыше 30 суток работодатель обязан уведомить органы миграционного учета о прибытии таких граждан. Данный вывод следует из абзаца 2 пункта 6 статьи 97 Договора ЕАЭС, части 2, 3 статьи 7, части 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Обратите внимание!
Работодатели обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с гражданами иностранного государства территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данные граждане осуществляют трудовую деятельность. Такой вывод следует из абзаца 1 пункта 8 статьи 13 Закона № 115-ФЗ. Срок подачи уведомления – не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. За нарушение срока и порядка подачи уведомления о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с гражданами иностранного государства предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 18.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Формы и порядок подачи уведомления (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) трудовых (гражданско-правовых) договоров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. Все необходимые бланки можно найти и распечатать с сайта http://www.74.fms.gov.ru/.