Миграция является сегодня важным компонентом демографического развития страны, одним из источников компенсации демографических потерь и дефицита трудовых ресурсов. Привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для её дальнейшего поступательного развития. Задача государства — не допустить использования миграционных процессов в противоправных целях.
Вместе с тем, интенсивность миграционных потоков оказывает серьёзное влияние на изменение этнического состава населения в ряде регионов России. Зачастую наплыв иммигрантов негативно воспринимается местными жителями, а отсутствие или неприменение в такой ситуации адекватных государственных мер реагирования не способствует улучшению ситуации.
По данным МВД России, в 2019 году на территорию Российской Федерации въехало 18 млн. иностранных граждан. В первом полугодии 2019 года — 10 млн. иностранных граждан. Доходы от продажи трудовых патентов с начала года составили более 32 млрд руб.
По оценкам российских экспертов, в России одна из самых тяжёлых демографических ситуаций в мире — ближайшие 5–6 лет численность трудоспособного населения ежегодно будет уменьшаться на 800 тысяч человек.
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации, на период до 2025 года предполагается обеспечить миграционный прирост на уровне более трёхсот тысяч человек ежегодно. В этих условиях внешняя трудовая миграция по-прежнему будет являться важным ресурсом, поддерживающим функционирование нашей экономики.
Одновременно, интенсивная миграция в Россию, помимо компенсации демографических потерь и восполнения дефицита рабочей силы, несёт в себе значительные риски, которые в последнее время обостряются:
- растёт численность нелегальных трудовых мигрантов, что приводит к росту теневого и криминального рынков и создаёт предпосылки для вовлечения иностранных граждан в различные экстремистские организации;
- увеличивается количество приезжающих из стран Центрально-Азиатского региона и уменьшается из Молдавии и Украины;
- большинство прибывающих мигрантов имеют довольно низкий уровень образования, в странах исхода в трудовую миграцию вовлекаются совсем молодые люди, не имеющие элементарных навыков культуры поведения в обществе, опыта жизни в инокультурной среде, не владеющие русским языком;
- фактически на государственном уровне отсутствует регулирование миграционных потоков, что приводит к значительной концентрации иностранцев в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Свердловской и Тюменской областях, Краснодарском крае;
- в условиях отсутствия внятной официальной государственной политики в области повышается роль неформальных интеграционных практик иностранцев посредством социальных сетей, этнических анклавов, пространственной сегрегации и исключённости мигрантов из принимающего сообщества, что создаёт дополнительную угрозу для нашего общества.
Множество предложений о том, что можно сделать для оздоровления обстановки, объективно далеки от реального воплощения в жизнь, и в первую очередь по причине отсутствия необходимой правовой базы.
Системная адаптация и интеграция являются одним из действенных средств профилактики экстремизма среди мигрантов и важнейшим условием эффективной реализации государственной национальной политики. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в качестве одной из целей прямо определяет успешную социальную и культурную адаптацию иностранных граждан.
Президентом России в октябре 2016 года было поручено определить ФАДН как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. А также разработать проект федерального закона, устанавливающего правовые, организационные и экономические основы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество. Данный законопроект разработан, но не принят.
Необходимость принятия закона обусловлена следующими факторами:
- адаптация и интеграция мигрантов является одной из целей государственной национальной и миграционной политики Российской Федерации;
- игнорирование политики адаптации и интеграции мигрантов приводит к резкому обострению всех проблем, связанных с миграцией;
- дифференцированные потоки иностранных граждан (иностранные студенты, соотечественники, трудовые мигранты, подавшие документы на разрешение на временное проживание и др.) нуждаются в интеграционных мероприятиях для ускоренного включения в российское общество;
- соотнесение прав трудовых мигрантов и национальных работников;
- недопущение дискриминации и эксплуатации трудовых мигрантов, при соблюдении принципа приоритетного найма российских граждан;
- привлечение иммигрантов должно сопровождаться их интегрированием в социальную и культурную среду, в целях ликвидации культурной дистанции и снижения напряженности в отношениях между местным населением и иммигрантами;
- успешность политики интеграции связана с деятельностью по пресечению ксенофобии и экстремизма;
- элиминация рисков, которые несет в себе массовая миграция в плане национальной безопасности (таких как этническое размежевание общества, утрата единых ценностей и норм, возникновение мигрантских анклавов, межэтнические конфликты).
Проект федерального закона устанавливает основные правовые, экономические и организационные положения координирующего воздействия государства на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан в Российской Федерации. Проект впервые в российском законодательстве закрепляет перечень основных понятий, необходимых для обеспечения деятельности в области социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации:
• социальная и культурная адаптация иностранных граждан — процесс приспособления иностранных граждан к условиям принимающего общества посредством освоения русского языка, истории и культуры России и основ законодательства РФ;
• государственная политика в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан — комплекс взаимосвязанных мер федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и с участием органов местного самоуправления, направленных на содействие социальной и культурной адаптации иностранных граждан;
• социальная и культурная интеграция иностранных граждан — процесс освоения в Российской Федерации иностранными гражданами русского языка, истории России и основ законодательства РФ в целях встраивания иностранного гражданина в принимающее общество, посредством формирования устойчивых правовых, экономических, социальных и культурных связей;
• государственная политика в сфере социальной и культурной интеграции иностранных граждан — комплекс взаимосвязанных мер федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и с участием органов местного самоуправления, направленных на содействие социальной и культурной интеграции адаптированных в РФ иностранных граждан. Федеральным законом предусматриваются полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению критериев социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации, а также примерного перечня мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан в Российской Федерации, с учетом которого данная деятельность должна осуществляться, в том числе, органами власти субъектов и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
В целях упорядочения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти возлагаются полномочия по координации деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Проектом федерального закона предусматривается возможность участия некоммерческих организаций в социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан. Некоммерческие организации призваны стать связующим звеном между властью, обществом, предпринимательством, объединяя и частные инициативы, и научный потенциал, и профессиональные интересы различных слоев общества.
Некоммерческие организации на базе имеющихся региональных, муниципальных и зарубежных структур имеют возможность организовывать работу по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, осуществлять систему домиграционной подготовки за рубежом. Такая подготовка включает проведение мероприятий, направленных на ознакомление с историей, культурой, правовыми основами Российской Федерации, обучение русскому языку. Все мероприятия способствуют получению знаний, необходимых для осуществления трудовой деятельности на территории России, в том числе с учетом требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации.
В целом, принятие данного закона позволит снизить уровень нелегальной трудовой миграции, поскольку воспользоваться мероприятиями по социальной и культурной адаптации, предлагаемыми государством и некоммерческими организациями, смогут лишь те иностранные граждане, которые въехали и пребывают на территории Российской Федерации на законных основаниях.
Принятие данного проекта федерального закона будет способствовать:
- скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере социальной культурной адаптации и интеграции иностранных граждан;
- повышению эффективности управления миграционными процессами в Российской Федерации;
- обеспечению межнационального согласия в российском обществе;
- содействию развития в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формированию у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействию ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
- снижению опасности возникновения социальной напряженности в обществе;
- популяризации русского языка и российской культуры за рубежом и формированию позитивного имиджа Российской Федерации;
- усилению роли институтов гражданского общества в решении вопросов социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
- содействию повышения качества рабочей силы, привлекаемой в экономику Российской Федерации за счёт миграционного ресурса.