Соблюдение требований градостроительного законодательства при строительстве объектов капитального строительства, практика привлечения лиц к административной ответственности по статье 9.5 КоАП РФ по заявлениям органов прокуратуры
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Для осуществления застройщиком (заказчиком) строительства, реконструкции объекта капитального строительства необходимо наличие надлежащим образом оформленного разрешения на строительство (п.2 ст.51 ГрК РФ).
Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях предусмотренных федеральными законами (п.2 ст. 55.24 ГрК РФ).
Полномочия по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию возложены на федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство.
Проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства требованиям технических регламентов и проектной документации является в силу части 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора.
Органы прокуратуры, наравне с контролирующими органами, при выявлении нарушений допускаемых застройщиками требований закона принимают меры реагирования, направленные на их устранение, в том числе путем привлечения виновных лиц к административной ответственности по статьям 9.4, 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
При назначении наказания арбитражными судами учитывается тяжесть совершенного правонарушения, продолжение незаконного строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, повторность совершения правонарушения, признание вины, последствия допущенного правонарушения (причинение ущерба третьим лицам), значится ли правонарушитель в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Судебная практика свидетельствует о том, что в большинстве случаев арбитражные суды назначают наказание в виде административных штрафов.
При этом если виновное лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства, впервые совершило административное правонарушение, отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, административное наказание в виде административного штрафа может подлежать замене на предупреждение.
Помощник прокурора Курчатовского района г. Челябинска Э.В. Малахова