Главная »  Прокурор разъясняет

Реализации органом опеки и попечительства обязанности по контролю за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан

 

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» одной из основных задач органов опеки и попечительства является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

В рамках осуществления задачи контроля за сохранностью имущества и управлением имуществом подопечных лиц органы опеки и попечительства уполномочены государством использовать организационно-правовые способы и средства с целью выяснения, соответствует ли деятельность опекуна (попечителя), а также должностных лиц соответствующих учреждений, под чей надзор помещено подопечное лицо, требованиям закона. В случае выявленных нарушений органы опеки и попечительства принимают соответствующие меры по привлечению виновных к ответственности, регламентируемой положениями статьи 26 Федерального закона №48-ФЗ. Гарантией соблюдения имущественных прав и интересов несовершеннолетнего служат положения частей 1 и 2 статьи 37 ГК РФ о распоряжении имуществом подопечного.

Осуществление контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, должно способствовать возврату детей в указанные жилые помещения и обеспечению возможности проживания в них.

Согласно письму Минобрнауки России от 08.04.2014 №ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) в рамках соответствующей обязанности органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации должны предприниматься (контролироваться) следующие действия:

- предотвращаться незаконные сделки по обмену, отчуждению жилых помещений;

- не допускаться вселение в жилое помещение посторонних лиц, с нарушением прав детей;

- устанавливаться (признаваться) статус несовершеннолетнего как члена (бывшего члена) семьи нанимателя по договору социального найма, имеющего право пользования жилым помещением;

- обеспечиваться выселение из жилых помещений бывших членов семьи, лиц, утративших право пользования жилым помещением, посторонних лиц, граждан, нарушающих нормы жилищного законодательства и условия пользования жилым помещением;

- обеспечиваться проведение ремонта жилых помещений, внутриквартирного оборудования;

- приниматься меры по освобождению детей от платы за жилое помещение и коммунальные услуги или использованию (установлению) соответствующих льгот для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги на период нахождения лица под опекой (попечительством);

- обеспечиваться эффективное использование жилых помещений на время опеки (попечительства) детей с выгодой для них и поддержанием санитарно-технического состояния жилых помещений силами и средствами пользователей;

- приниматься меры по расселению из коммунальных квартир лиц, страдающих определенными видами заболеваний согласно утвержденному перечню;

- приниматься меры по признанию жилого помещения непригодным для проживания в установленном порядке в случае его несоответствия установленным требованиям.

Ряд из перечисленных мероприятий орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации может осуществлять только во взаимодействии с соответствующими органами власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.

Контроль за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, должен осуществляться:

- в отношении жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, - до момента возвращения в них детей по окончании опеки/попечительства либо до предоставления детям иных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, если проживание в закрепленном жилом помещении будет признано невозможным,

- в отношении жилых помещений, находящихся в собственности детей, - до наступления совершеннолетия ребенка либо приобретения им дееспособности в полном объеме ранее этого возраста.

 

При проведении указанных проверок осуществляется визуальный осмотр внешнего и внутреннего состояния каждого жилого помещения на предмет удовлетворительности его санитарного и технического состояния.

По результатам визуального осмотра внешнего и внутреннего состояния каждого помещения на предмет удовлетворительности его санитарного и технического состояния составляется акт обследования жилого помещения по утвержденной форме с указанием в нем сведений о санитарном и техническом состоянии жилого помещения, а также заключение, содержащее информацию о результатах проверки, в том числе о выявленных фактах ненадлежащего использования жилого помещения, об их характере.

В случае выявления при проведении плановой проверки фактов ненадлежащего использования жилого помещения и (или) незаконного распоряжения жилым помещением и (или) ненадлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения территориальное подразделение органа опеки и попечительства принимает меры по их устранению, в том числе обращается с заявлениями в суд в защиту прав и законных интересов детей в соответствии с законодательством.

Возможность обращения органа опеки с заявлениями в суд в целях защиты прав и охраняемых законом интересов детей и участие в делах, рассматриваемых судами.

Практика выработала способы судебной защиты с целью восстановления нарушенных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, в том числе выселение из занимаемого по договору социального найма жилого помещения граждан (нанимателя, членов семьи нанимателя), лишенных родительских прав, в связи с невозможностью совместного с ними проживания детей, в отношении которых они лишены родительских прав, без предоставления другого жилого помещения (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 2 ст. 91 ЖК РФ); признание права на жилое помещение за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; выселение лиц, вселившихся в жилое помещение с нарушением жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения. Данный перечень, исходя из перечисленных выше направлений контрольной деятельности органа опеки и попечительства и подлежащих осуществлению мероприятий, не является исчерпывающим.

 

Помощник прокурора района юрист 1 класса Э.В. Малахова


Дата публикации: 30 ноября, 2020 [17:30]
Дата изменения: 30 ноября, 2020 [17:31]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.