С 1 сентября 2022 года права потребителей получат дополнительную защиту

В закон "О защите прав потребителей" внесены изменения, направленные на защиту потребителя от заключения договоров, включающие условия, ущемляющие права потребителей. В случае, если включение в договор таких условий причинило потребителю убытки, продавец обязан возместить их в полном объеме.
В частности, в перечень недопустимых условий включено право на одностороннее изменение условий договора или на отказ от его исполнения, который часто встречается в договорах с кредитными организациями или в договорах об оказании услуг связи.
К недопустимым также отнесено положение, обуславливающее приобретение одних товаров или услуг обязательным приобретением других. Это происходит, например, когда банк увязывает выдачу кредита с заключением договора личного страхования.
Недопустимо ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав. Этому положению противоречит, в частности, включение в условия пользования подарочными картами пункта о том, что "подарочные карты возврату не подлежат". Недопустимой практикой также признано оказание дополнительных платных услуг без получения согласия потребителя.
Кроме того, запрещено принуждать потребителя к предоставлению персональных данных под угрозой отказа от сделки в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством РФ.
Принятые изменения позволят заметно снизить количество злоупотреблений со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов и станут действенной мерой в деле искоренения распространенных несправедливых практик в правоотношениях с участием потребителей.
Предусмотренные законом изменения особо значимы в текущих условиях, когда потребитель становится более уязвимым перед недобросовестными экономическими агентами и в связи с этим нуждается в дополнительной защите.
Изменение вступило в силу 01.09.2022